Вопрос о возврате товара может встать у покупателя в двух случаях:
- Если купленная вещь оказалась качественной, но не подошла по размеру, цвету, фасону;
- Если после покупки в ней были обнаружены недостатки.
В обоих случаях «Закон о защите прав потребителей» предусматривает обращение в торгующую организацию с требованием о замене купленной вещи на товар надлежащего качества, а при его отсутствии в продаже – о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств.
Если в первом случае вопрос чаще всего решается мирным путем, то при наличии недостатков в товаре между продавцом и покупателем нередко возникают конфликты, доводящие стороны до суда.
Когда и как подавать претензию
Письменная претензия подается, когда речь идет о некачественном товаре. Согласно «Закону о защите прав потребителей», покупатель при обнаружении недостатков в купленном товаре, вправе потребовать замены товара на качественный, соразмерного уменьшения его цены, ремонта за счет продавца либо возврата денежных средств.
Чаще всего речь идет о технически сложных товарах, а продавцы всеми способами пытаются уйти от того, чтобы возвращать покупателю деньги. Тогда у покупателя есть право:
- Подать жалобу в Роспотребнадзор;
- Обратиться в суд с иском.
И в том, и в другом случае лучше всего обратиться к юристу, который поможет грамотно составить жалобу или исковое заявление, но прежде всего – письменную претензию торгующей организации. Правильно составленная претензия может ускорить разрешение дела – возможно, до суда дело не дойдет.
Для сложно технических товаров этот срок составляет 15 календарных дней. Если он истек, предъявить претензию можно будет только в том случае, если:
- Проявились существенные недостатки товара;
- Либо они устранялись не единожды;
- Либо продавец нарушил сроки ремонта товара.
Претензия подается в торговое предприятие, адресуется на имя руководителя организации-продавца. Составлять ее нужно в двух экземплярах, один из которых, с отметкой продавца о принятии, остается у покупателя.
Почему лучше обратиться к юристу
«Закон о защите прав потребителей» не так прост, как кажется на первый взгляд. Претензия на возврат товара должна содержать не только требование о выплате денег, но и:
- Описание обстоятельств дела – когда был приобретен товар, каким образом были обнаружены его недостатки;
- Ссылки на нормативные акты – ими является не только статья 18 «Закона о защите прав потребителей», но и Гражданский Кодекс РФ, устанавливающий требования к качеству товара.
Получив претензию, продавец обязан в течение 10 дней ответить на нее письменно. При согласии с вашими требованиями деньги должны быть выплачены в 3-дневный срок, при отказе в удовлетворении требований покупателя продавец обязан назначить экспертизу.
Согласно законодательству, услуги экспертов оплачивает виновная сторона:
- Если вещь имеет заводской брак – продавец;
- Если вина лежит на покупателе (нарушение правил пользования товаром) – покупатель.
Обе стороны имеют право обратиться в суд с иском о взыскании затрат на экспертизу. При сумме иска менее 50 000 рублей дела рассматривает мировой суд, в случае ее превышения – районный.
Услуги адвоката потребуются, если продавец отказался удовлетворить требования потребителя. В данном случае можно направить жалобу в Роспотребнадзор, который обязан проверить законность действий продавца. Акт, составленный по результатам проверки, может стать одним из доказательств в суде при обращении с иском.
В соответствии с «Законом о защите прав потребителя» и ГК РФ, в случае нарушения прав потребителя он имеет право на:
- Возврат денежных средств за товар, проданный ему с недостатками;
- Неустойку в размере 1% от данной суммы за каждый день просрочки после истечения срока удовлетворения требований покупателя;
- Компенсацию морального вреда;
- Возмещение расходов на услуги юриста и независимой экспертизы.
При этом с продавца, если будут удовлетворены требования покупателя, будет взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истца. Чтобы иск был составлен правильно, и суду предъявлены доказательства нарушения продавцом законных прав потребителя, важно участие в деле адвоката. И чем раньше вы обратитесь к юристу, тем больше шансов на успешное завершение конфликта.
Позвоните нашим специалистам или оставьте заявку на консультацию юриста через форму на сайте, чтобы максимально быстро получить необходимую юридическую информацию для решения вопроса в свою пользу.