Права потребителей – основные положения
Любой человек, являющийся гражданином РФ, наделен конкретными правами и возможностями, установленными законодательством, которые позволяют ему занимать уверенную позицию в решение определенных споров.
Данная статья направлена на изучение общих положений Закона РФ «О защите прав потребителя», других законов и постановлений, где рассматриваются следующие моменты:
- На что имеет право потребитель.
- Отстаивание прав покупателя.
- Досудебное разбирательство по инциденту между продавцом и потребителем.
- Решение вопроса в судебном порядке.
Любые вопросы по теме могут быть решены более детально с юристами компании Триумф, где имеется возможность получить бесплатную консультацию при первом обращении.
Права
Главным законом для покупателя, на который стоит опираться при решении проблемы потребительского характера, является Федеральный закон № 2300-1, действующий с 7.02.1992 года. В нем заключаются основные положения о защите прав потребителя, которые устанавливают следующее:
- Покупатель имеет право на получение безопасного продукта, не способного причинить вред его жизни и здоровью, а также имуществу при обычных условиях эксплуатации; информации по особым условиям содержания и обслуживания товара, которые обязан донести до него продавец.
- Потребитель обладает правом быть проинформированным о данных изготовителя, предыдущего владельца. Информация должна быть получена в понятной для гражданина форме, на его родном языке (любой из народных РФ).
- Покупатель наделен возможностью требовать решения проблемы с бракованным товаром, а именно получить обратно деньги при возврате, обменять некачественную модель на новую, получить часть суммы стоимости продукта, соответствующую браку.
- Гражданин, чьи права нарушаются продавцом товара (услуги), имеет право на принятие мер по их защите, компенсацию понесенных расходов, возмещение причиненного морального вреда, получение неустойки.
Другие законы, регулирующие защиту прав потребителей, определяют:
- Формы договоров потребительского характера, правовую конструкцию сферы (ГК РФ).
- Судебный порядок защиты прав потребителя (Гражданско-процессуальный кодекс РФ).
- Группы участников правоотношений, которые относятся к указанной сфере; характер по причиненному вреду потребителю; основные понятия, описывающие правовую защиту прав и интересов потребителя (постановления Пленума Верховного Суда).
Методы отстаивания прав
При возникновении неразрешимого спора с продавцом, каждому покупателю предлагается принять соответствующие меры по его решению.
- Написать претензию. Заявление представляет собой письменное требование по устранению недостатков товара теми способами, которые перечисляет потребитель в содержании документа (подробнее в ст. 18 ФЗ № 2300-1 от 7.002.1992 г.). Предъявление претензии продавцу является обязательным требованием законодательства РФ – заверенный экземпляр нужно будет предоставить в суд для подтверждения своих попыток разрешить инцидент в досудебном порядке, если придется в него обращаться. Заверить документ можно в организации, которая определяется продавцом товара (услуги), а именно запросить у должностного лица поставить на заявлении отметку компании, свои инициалы, дату и подпись. Если такой способ не является возможным, следует воспользоваться почтовыми услугами и отправить претензию в письме. Важно приложить к претензии все необходимые документы по инциденту (чеки, талоны гарантии, оценка независимой экспертизы и т.д.) и составить опись. Письмо должно включать уведомление о доставке.
- Сформировать жалобу. Данный вид заявления предназначен для подачи в федеральные органы, направленные на защиту прав потребителей и уполномоченные решать споры между продавцом и покупателем путем проведения проверок, принятия мер по пресечению нарушений (вплоть до подачи искового заявления в суд).
- Составить иск. Здесь рассматривается решение спора в судебном порядке, где требуется поддержка юриста. Если дело зашло до разбирательства в суде, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов юридического центра Триумф.
Судебный процесс
Урегулировать инцидент предлагается через суд в тех случаях, когда досудебные попытки его решения не принесли существенных результатов.
- Иск подается потребителем вместе с доказательствами нарушения его прав. Подтверждением обычно служат документы, определяющие факт продажи товара (чеки), его недостатки (экспертная оценка), отказ продавца устранять их или отсутствие каких-либо действий с его стороны (письменный отказ или уведомление о получении письма, проигнорированное продавцом).
- Если судом будет принята сторона истца, на ответчика будет наложена ответственность в выполнении своих обязательств перед потребителем, с выплатой компенсации по всем расходам, пени за неустойку. Также потребитель вправе требовать денежное возмещение за причиненный ему моральный вред (нравственной или физический).